Длительный тест Tesla Model X. Покупать ли семейный электрокар, если нет своей «розетки»?

Для полной зарядки от обычной розетки нужны сутки
Когда садишься за руль Tesla после долгой разлуки, сложно удержаться от соблазна продавить до пола легковесную педаль газа и в мгновение ока скрыться за горизонтом. 735 «лошадей»! 3,1 секунды до «сотни»! Правда, такой дикий спурт возможен только в режиме Ludicrous (на «нашей» тестовой Tesla он был активирован) и на прогретой батарее. Но и просто режима Sport хватает для того, чтобы пассажиры в панике начинали хватать воздух ртом и издавать нечленораздельные звуки. Интересно, выдержат ли этот аттракцион дети? У нас ведь семейный тест, и они будут самыми частыми пассажирами.

Уууууух! Черт, опять не удержался. Как же безумно быстро разгоняется этот автомобиль! Какие приятные перегрузки разливаются по всему телу — словно во взлетающем самолете. Надо поглядывать на расход энергии. Дикие старты на каждом светофоре уменьшают заряд прямо на глазах. Потерять 5−10% на поездке протяженностью 10 километров — легко. Но у меня есть план.

Когда я вечером оставлял машину, припарковавшись во дворе, у меня оставалось еще 80% заряда, а планов на следующий день — громадье. В обед отвожу сына на тренировку, оттуда надо подъехать по делам, потом забрать сына и вернуться домой. После этого едем всей семьей за город к родителям. 80% должно хватить, а там попробую зарядиться от бытовой розетки 220 В. Если не получится — в 10 км от дома родителей как раз открылась новая станция зарядки, на развязке трасс Минск — Микашевичи и Брест. Артур сказал, что это на сегодняшний день самая быстрая «заправка».

Все прошло по плану, и в Михановичи к родителям мы приехали с остатком 48%. В принципе, можно было не беспокоиться о зарядке. Этого хватило бы еще на следующий день. Лихорадочно вспоминать места расположения «заправок» реально нужно, если уровень заряда зимой падает ниже 20%. Но мне хочется, чтобы машина всегда стояла заряженной по полной.

К сожалению, дотянуть семиметровый провод до трехфазной розетки в подвале не удалось. Не страшно, подключил к 220 В. Зарядка пошла. После калькуляции бортовой компьютер выдал, что для полной зарядки потребуются примерно сутки. Да, такова плата за емкую батарею на 90 кВт·ч. От розетки 380 В машина бы зарядилась с нуля до 100% за семь-восемь часов.

Требуется помощь оператора
Когда я утром выходил к машине, то рассчитывал увидеть там хотя бы 60−65%. Но, видимо, ночью что-то пошло не так — на приборной панели светилось «50%». Пришлось задействовать план «Б». Сел в машину и помчался на АЗС «Белоруснефть». Пока доехал, осталось уже 45%.

Въезд на площадку с зарядным терминалом оказался перегорожен фурой. Благо водитель сидел в кабине и после моей любезной просьбы освободил проезд. Нет еще в голове устойчивой мысли, что электрическими зарядками уже пользуются.

Чтобы начать зарядку, нужно обратиться к оператору на кассе АЗС. Он пришлет сотрудника с карточкой, которая активирует зарядную станцию. Подходит девушка, включает терминал. На «колонке» висят три провода под различные типы зарядок. Одна стандартная и две скоростные. Рядом — лавочка ожидания. Я засек время подключения — 12.45 — и отправился в кафе при заправке. Там, увы, оказался весьма скудный ассортимент. Хотя было бы неплохо, например, перекусить, пока машина заряжается. Ограничился кофе и бездумным листанием телефона.

Время поджимало, поэтому решил сниматься с зарядки. Снова подошел к оператору, предупредил, что буду уезжать. Уже подходя к машине, услышал, как оператор по громкой связи объявил: «Галина, отключите электрическую машину!». В итоге Tesla простояла на зарядке 40 минут. За это время батарея заполнилась до 72%. То есть, чтобы зарядиться с нуля до отказа, понадобилось бы примерно 4 часа. Пока ждал, пообщался немного с оператором на АЗС.

— Когда только открыли зарядную станцию, почти никто не приезжал. А сейчас — стабильно две машины в день заряжаются, бывает, три. Есть один Nissan, так он каждый день приезжает, это местный какой-то, живет рядом. Бывает, Tesla с гомельскими номерами заезжает, — рассказала мне девушка-оператор.

За электричеством и покупками
На следующий день после разъездов по городу по делам мы решили протестировать зарядную станцию в торговом центре «Галерея». «Дети, мы едем в очень красивый магазин! Но не за покупками!»

Когда мы въехали на парковку ТЦ «Галерея», то я задумался: а на каком же уровне находится терминал? Или я слепой, или на въезде не было никаких указателей. Смутно припомнил, что в новостях говорилось о третьем уровне. Поехал туда. Точно! Тут же оценил преимущество электромобиля. Место для зарядки находится у самого входа в торговый центр. С двух сторон от площадки для электромобилей — места для инвалидов. Одно из них тут же занял какой-то не слишком вежливый водитель. Хочется надеяться, что такие деятели не будут в часы пиковой загрузки паркинга занимать места для электромобилей.

В «Галерее» установлен самый обычный зарядный терминал, который выдает 380 В. На стене висит схема-инструкция. Но на ней нужно найти лишь номер телефона оператора и позвонить. Самостоятельно включить терминал не получится. Через пару минут приходит специально обученный человек и включает «колонку». Инженер рассказал, что каждый день приезжают два-три электромобиля, а как раз перед нами заряжалась Tesla, уехала буквально 5−10 минут назад. Повезло.

С женой и детьми мы ушли бродить по торговому центру. Индикатор заряда показывал 45%. 2,5 часа в торговом центре пролетели незаметно. Идем к машине. Отлично! Зарядилась на 95%! Завтра поеду на работу в режиме «Попробуй догони». Тем более в редакции отбоя нет от желающих испытать неизведанное с Tesla Model X. И маленький нюанс. «Заправка» в «Галерее» бесплатная, но парковка — платная, стоит 2 рубля за 4 часа. Это совсем небольшая плата за бесплатное электричество.
За ночь Tesla Model X теряет примерно пару процентов заряда. Они идут на разогрев холодных батарей при старте. Утром, когда я отвозил сына в детский сад, в который раз оценил преимущество электромобиля — теплый воздух поступает из дефлекторов моментально, как только «включаешь» автомобиль. Кроме того, здесь есть подогревы сидений, зеркал, рулевого колеса и лобового стекла по всей площади. Кстати, владелец предупреждал, что при работающем «климате» лучше не держать долго двери открытыми. Работая в автоматическом режиме, климат-контроль будет забирать энергию у батарей, чтобы нагреть попадающий в салон морозный воздух.

И, конечно, радует тот факт, что не нужно «прогревать» двигатель. Начинать движение можно сразу после посадки. Впрочем, на своем бензиновом автомобиле я поступаю точно так же, с той лишь разницей, что требуется время на прогрев салона.

На работе, как и планировалось, десятиминутный аттракцион невиданного ускорения для желающих побаловать себя перегрузками, потом парочка рабочих поездок и возвращение домой. А вечером снова: «Дети, собираемся в магазин!».

Для очередной зарядки мы поехали в торговый центр «Е-сити» на улице Денисовской. Благо это совсем рядом с домом. Там, на подземном паркинге, недавно открылась точка для зарядки электромобилей. Здесь установлен терминал белорусского производства. По скорости и мощности зарядки он не отличается от того, что стоит в «Галерее», но позволяет «заправиться» сразу двум автомобилям. И это прекрасно, потому что когда мы въехали на паркинг, одно место занимал Opel Ampera. Мы стали рядом. Здесь никого не нужно звать на помощь, все можно сделать самостоятельно. Подключил кабель — зарядка пошла. Отлично, можно идти убивать время и спускать деньги.

Потратили примерно два часа на хождение по магазину. За это время Tesla Model X сумела зарядиться всего на 24%. Мало, но, как объяснил позже Артур Туманов, это потому, что рядом заряжался второй автомобиль. Ну что ж, было 50%, стало 74% — это тоже неплохо. В обычном темпе движения, с интенсивными, но не экстремальными, разгонами у меня уходило примерно 5% заряда батареи на 10 км.

Семейные ценности
А теперь абстрагируемся от электрической сущности Tesla Model X и попробуем оценить ее возможности в качестве семейного автомобиля. С этой задачей Model X успешно справляется, но за неделю ежедневных поездок с детьми у меня накопились кое-какие наблюдения.

К месту водителя никаких претензий. Очень удобная посадка, хорошая обзорность, но нужно привыкнуть к большой ширине автомобиля. Во многом эту проблему решают камера заднего вида и ультразвуковые датчики по кругу, которые постоянно контролируют обстановку вокруг авто.

Система доступа с нажатием на ручку мне не очень понравилась. Главным образом из-за того, что необходимо прилагать заметное усилие для нажатия. Кроме того, передние двери, оснащенные электроприводом, громко ляпают при автоматическом закрытии. Но тут часть вины лежит на их безрамочной конструкции.

Эффектные задние двери «Крылья сокола» — это, безусловно, крутая «фишка». Но на тесной парковке куда удобнее выглядят банальные сдвижные двери. И я бы не отказался от таких на Tesla Model X. Зимой в слякоть или во время дождя задние двери могут «угостить» холодной и грязной водичкой на макушку или за воротник. Капли собираются и падают по углам дверей.

Клавиши закрытия задних дверей находятся на стойках кузова, и пятилетний ребенок в детском кресле до них дотягивается без проблем, так что может самостоятельно закрыть или открыть двери. А вот забираться в высокий SUV ребенку не очень удобно. А если учесть, что пороги в Tesla ничем не прикрыты, то есть риск испачкать штаны.

В тестовой Tesla Model X было 6 мест. Раздельные кресла первого и второго рядов и два дополнительных места в багажнике. Интегральные кресла второго ряда выглядят круто, но имеют одну особенность — угол между подушкой и спинкой у них фиксированный. Изменить можно только наклон всего кресла. Но это никак не помешало установить два детских сиденья. Система isofix здесь, конечно, тоже есть.

Странно, что в семейном SUV, который сделали, по сути, «айтишники», не нашлось места для развлекательной системы для задних пассажиров. Экраны в спинках передних кресел или потолочная консоль выглядят логичным дополнением на фоне великолепного экрана, который есть у водителя.

Зимой нужно обязательно очищать крышу от снега, иначе после открытия задних дверей он попадет в салон, на пассажирские кресла. Машина довольно высокая, так что с небольшим ростом крышу чистить неудобно.

Что такое хорошо и что такое плохо?
Честно говоря, к концу недели я немного устал придумывать, где мне еще зарядить электромобиль. В принципе, полного заряда Tesla Model X мне бы хватало на 3−4 дня езды по маршруту дом — работа — дом, детский сад, пару передвижений по городу по делам, но… А что дальше? У меня не было никакой возможности оставлять автомобиль на ночь на зарядку, а каждые три-четыре дня убивать несколько часов в торговых центрах не входит в мои планы.

С другой стороны, за почти целую неделю поездок, часть из них — с сумасшедшими разгонами, я не потратил ни единой копейки на заправку. Боюсь представить, сколько бы денег я отдал за топливо, будь у меня на тест-драйве бензиновый автомобиль с аналогичной динамикой. Впрочем, последние пару дней я ездил в режиме Chill Mode. Он появился недавно, в ходе обновления «прошивки». «Морозный» режим ограничивает динамику автомобиля и помогает сохранить не только вестибулярный аппарат пассажиров, но и заряд батарей. Я попробовал ездить по городу спокойно, пользуясь рекуперативным торможением. В итоге у меня уходило примерно 3% батареи на 10 км. То есть теоретически, на одном заряде можно проехать около 300 км.

На мой взгляд, пока без личной трехфазной розетки ежедневная эксплуатация электромобиля требует некоторой перестройки привычного уклада автомобильной жизни. Конечно, с увеличением количества зарядных станций стало чуть проще, но все еще не беззаботно. А хочется именно так. Впрочем, глядя на темпы развития сети зарядок для электромобилей, понимаешь, что до комфортного использования электромобилей осталось буквально пару шагов.