Для Джеймса Бонда и не только: смелые аэромобили, которые так и не стали серийными

Поначалу летающие автомобили называли автопланами, скайкарами и автолётами, затем — аэромобилями или аэрокарами. Сегодня, в отличие от давно забытых наземных предков, их бурное развитие привело к всемирному ажиотажу с эффектными летающими суперкарами специальных конструкций, о которых мы уже писали.

Первые летающие машины с мощными авиамоторами для вращения воздушных винтов обычно состояли из двух разъемных частей — специального обтекаемого трех- или четырехколесного автомобиля (опорного модуля) с силовым агрегатом и съемными самолетными фюзеляжами со складными крыльями и хвостовым оперением.

Autoplane Гленна Кёртисса (1917 г.)
Первым в мире летающим автомобилем считается представленный в феврале 1917 года аппарат Curtiss Model L или Autoplane американского инженера Гленна Кёртисса, созданный с использованием узлов от известной легковушки Ford T.

Он представлял собой аэроплан с тремя рядами крыльев, опиравшийся на своеобразный трехместный автомобиль с высоким алюминиевым кузовом, пластиковыми окнами, обогревателем и передними управляемыми колесами. Для привода толкающего пропеллера, смонтированного в задней части крыши, служил 100-сильный авиамотор Curtiss V8.

Летающий автомобиль Павла Гроховского (1935 г.)
В середине 1930-х советский изобретатель и авиаконструктор Павел Игнатьевич Гроховский, начальник Экспериментального института Наркомата тяжелой промышленности и вооружений РККА, предложил проект облегченного летающего автомобиля без фюзеляжа и стабилизатора.

Единственное крыло с двумя звездообразными авиамоторами мощностью по 110 л.с. было смонтировано на крыше легковушки Ford 40 образца 1934 года, а управление ими производилось с заднего сиденья. Реализовать смелый проект не удалось.

«Автомобиль-стрела» Вальдо Уотермена (1937 г.)
Ровно через 20 лет после Кёртисса конструктор Вальдо Уотермен при сотрудничестве с компанией Studebaker создал легкий летающий аппарат Arrowbile («Автомобиль-стрела») с трехколесным модулем, где помещались 100-сильный мотор для вращения заднего пропеллера, два сиденья с багажниками, радиатор и приборная панель с компасом, спидометром и высотомером. При самостоятельном передвижении аэрокара в действие вступала трехступенчатая коробка передач для привода задних колес модуля.

При подготовке к полету четыре человека за три минуты устанавливали съемные крылья стреловидной формы. Комплектная «Стрела» весила 880 кг, на суше развивала скорость 113 км/ч, в воздухе — около 200 км/ч. Всего ее собрали в трех экземплярах.

На автомобильной ниве изобретатель Уильям Бушнелл Стаут прославился благодаря своей футуристической машине Scarab, а в авиационной сфере стал создателем концепции летающих автопланов Skycar со съемными цельнометаллическими крыльями, облегченными рамами хвостового оперения со стабилизаторами и алюминиевыми фюзеляжами с силовыми агрегатами и пропеллерами.

За 14 лет Стаут разработал и построил четыре опытных версии аэрокаров, отличавшихся друг от друга вместительными обтекаемыми фюзеляжами каплевидной формы, двигателями мощностью от 75 до 125 л.с. и креплениями воздушных винтов и крыльев непосредственно на кузове или на трубчатом каркасе на крыше. Впоследствии эти конструкции использовали другие конструкторы.

Вдохновленный работами Уотермена, в ноябре 1946-го изобретатель Роберт Эдисон Фултон представил летающий автомобиль Airphibian («Воздушная амфибия»). Его основой был четырехколесный модуль с открытым алюминиевым кузовом, независимой подвеской, шестицилиндровым мотором в 165 сил и передним трехлопастным пропеллером. В течение пяти минут к нему сзади можно было подсоединить фюзеляж со стабилизатором и крыльями, перекатывавшийся на трех опорных колесиках. При использовании модуля в качестве спортивного автокара пропеллер хранился на наружной стенке «отстегнутого» фюзеляжа.

На ровной дороге «амфибии» развивали скорость 96 км/ч, в полете — 193 км/ч. Их снаряженная масса составляла 680 кг, полная — 953 кг. Несмотря на очевидный успех, Фултон не сумел найти средств на организацию их выпуска. Ему удалось собрать всего четыре машины.
В 1939 году конструктор и дизайнер Теодор Парсонс Холл построил первый опытный двухместный летающий аппарат XCP-1 с установкой пропеллера буквально на «носу» машины. Затем он испытывал трехосный вариант с 130-сильным мотором и размахом съемных крыльев в девять метров. При массе 800 кг в воздухе машина достигала скорости 175 км/ч.

По окончании Второй мировой войны авиастроительная компания Convair предложила Холлу разработать принципиально новое семейство двухмоторных аэрокаров, известных под марками Convair и ConvAirCar. В результате в июле 1946-го состоялся полет первого прототипа Model-116 с неказистым двухдверным обтекаемым модулем и 26-сильным мотором Crosley для автономного передвижения.

Сверху на него водрузили практически весь «остальной самолет» со съемными фюзеляжем, крыльями, хвостом и оппозитным двигателем Franklin мощностью 90 л.с. В сложенном состоянии их планировали перевозить на прицепе. Машина сделала 66 вылетов и развивала скорость 181 км/ч.

В ноябре 1947-го свой первый полет совершил модернизированный вариант Model-118 с привлекательным опорным модулем в виде четырехместного легкового автомобиля с удлиненным обтекаемым стеклопластиковым кузовом и прежним мотором Crosley. В полете его подменял 190-сильный авиамотор воздушного охлаждения. При собственной массе 690 кг в воздухе машина достигала скорости свыше 200 км/ч.

Удачный и достаточно совершенный и привлекательный вариант Model-118 предполагалось выпускать серийно, до 160 тысяч в год, но после аварии в третьем полете из-за нехватки топлива все работы по нему были прекращены.

«Серийные» аэрокары Молта Тэйлора (1949–1968 гг.)
В 1949 году инженер Молтон Тэйлор (кратко — Молт), собиравший легкие самолеты и планеры, представил свой первый ярко-желтый летающий автомобиль Aerocar с серебристыми фюзеляжем, крыльями и красными колесными дисками. Через несколько лет он возглавил «целое семейство» Aerocar-I с тремя практически одинаковыми заказными машинами, отличавшимися разве что окраской. Все они стали одними из самых известных, удачных и безопасных аэрокаров своего времени.

Первый ярко-желтый Aerocar с серебристыми крыльями и фюзеляжем в экспозиции Air Venture Museum
Главными внешними чертами машин Тэйлора были компактный четырехколесный автомодуль с округлым двухместным кузовом из стеклопластика и съемными крыльями, фюзеляжем и хвостовым оперением с толкающим двухлопастным пропеллером. Для движения по дорогам все они складывались за пять минут, образуя своеобразный прицеп на небольших опорных колесиках. Обратный процесс занимал 10–15 минут.

Самым оригинальным конструктивным решением аэрокаров являлся привод передних колес через механическую трехступенчатую коробку от установленного за сиденьями оппозитного авиамотора Lycoming мощностью 143 л.с., который в полете переключали на вращение воздушного винта. Как «нормальный» автомобиль, самоходный модуль имел пружинную подвеску и тормоза с гидроприводом. В состав дополнительного оснащения входили электрогенератор, никель-кадмиевая батарея, ёмкость на 89 литров бензина, электрические стеклоочистители, звуковой сигнал и зажигалка, спидометр, высотомер и другие.

Сухая масса четырех первых Аэрокаров составляла 500 кг. Длина одиночного модуля — 3,2 метра, с прицепом — восемь метров. На суше они развивали скорость до 107 км/ч, с прицепами — 80 км/ч, в воздухе — 178 км/ч.

В июне 1968-го путем переделки одного из аварийных аэрокаров появился последний пятый ярко-красный Aerocar-III с 140-сильным вариантом двигателя Lycoming, новым привлекательным аэродинамичным кузовом в стиле суперкара Jaguar E и механизмом изменения положения крыльев. Его скорость достигала 215 км/ч.

В первые годы Тэйлор мечтал о выпуске тысячи аэрокаров, затем — о получении 500 заказов. Несмотря на заманчивость мгновенного перехода с обычного шоссе в воздушное пространство, его машины успеха не имели: стоимость Аэрокара равнялась двадцати простым легковушкам или двум лимузинам высшего класса.

Микролитражный французский Autoplane (1973 г.)
Впервые свой удивительный аппарат Autoplane француз Робер Лебудэ продемонстрировал в Париже на смотре оригинальных летающих средств. Его основой была 14-сильная микролитражка Vespa-400, к которой он добавил второй мотор для вращения пропеллера.

На ее крыше крепились съемные крылья, фюзеляж и хвостовое оперение, передние колеса убирались в ниши кузова, задние наоборот выдвигались вниз, а пропеллер занял место в центре радиатора. На шоссе автоплан достигал 70 км/ч, а летал со скоростью 170 км/ч.

Избрав наиболее дешевый путь, в августе 1973-го американский инженер Генри Смолински из калифорнийской компании AVE представил необычный летающий автомобиль с именем звезды Mizar (Мицар). Это был гибрид недорогого 81-сильного спортивного купе Ford Pinto с верхней частью от легкого самолета Cessna Skymaster с крыльями и двумя брусьями хвостового оперения. Между ними умещался авиационный мотор Continental мощностью 210 л.с., способный разогнать машину до нужной для взлета скорости и достичь в воздухе рубежа в 250 км/ч.

Первый пробный полет завершился благополучно, но во время вторичных испытаний 11 сентября прямо в воздухе неожиданно отвалилось правое крыло, стоившее жизни создателю аэрокара и вице-президенту компании AVE. К тому времени был готов второй образец и еще три находились в работе, но их будущее увлек за собой недоделанный Мицар.

Эпилог
Оказывается, Mizar планировали снимать в кинофильме о похождениях легендарного Джеймса Бонда, но менять сценарий было уже поздно, и в 1974-м появилась его близкая копия. Точнее, это была рядовая спортивная машина АМС Matador, за которой по улицам большого города гонялся агент 007. И только в одном коротком эпизоде она попыталась сыграть роль летающего автомобиля, тяжело выехав из сарая и неся на крыше разлапистые крылья и оперение. А летал вместо него грубо сработанный игрушечный макет.
Как оказалось, именно этот фейковый аэрокар поставил точку на развитии первых ненадежных и опасных летающих машин, открыв дорогу принципиально новым аппаратам специальных конструкций, не имеющим с автомобилями ничего общего.